Интервью с Валерием Имангуловым, главой дирекции управления проектами НЦИТ “Интертех”.
– Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль?
– Сейчас уже трудно представить какую-либо отрасль в России, которая бы активно не использовала ИТ-продукцию. Финансовый кризис, так или иначе, затронул все российские предприятия. Поэтому ИТ-отрасль не смогла бы избежать отрицательного влияния наступившего кризиса ликвидности. Платежеспособность многих компаний стала снижаться. Заказы на ИТ-услуги в целом по рынку стали сокращаться. Но конкретная ситуация по отдельным компаниям кардинально разнится. Очень многое зависело от выбранной стратегии на долгосрочный и краткосрочный периоды.
– Затронул ли кризис деятельность компании “ИНТЕРТЕХ”?
– Не хотелось бы сглазить…
НЦИТ “ИНТЕРТЕХ” ведет свой бизнес в компаниях, работающих в различных секторах экономики. Большинство клиентов компании – это предприятия, входящие в Топ50 крупнейших компаний России. Естественно, они ведут свою работу на международной арене, и влияния финансового кризиса им трудно было избежать. Не секрет, что кризис коснулся в первую очередь компаний строительного, финансового и автомобилестроительного сектора экономики, активно использующих услуги кредитования. Как результат – спрос на ИТ-услуги на 2009 год в этих компаниях резко сократился.
Но благодаря диверсификации бизнеса нашей компанией, как по разным отраслям экономики, так и по продукции, надеемся, что влияние кризиса на нас окажется минимальным.
– Какие меры вы предпринимаете, чтобы компенсировать последствия кризиса и улучшить ситуацию?
– Использование высокоэффективных технологий. Если кратко, то мы не изобретали велосипед – это минимизация расходной и сохранение (повышение) доходной части бюджета компании. Но все дело в нюансах.
Например, в ИТ-компаниях самым ценным интеллектуальным ресурсом является персонал – программисты, аналитики, эксперты и т.д. Поэтому очень важно, чтобы, какая бы не осуществлялась оптимизация производственных затрат, она не должна ухудшить условий работы каждого взятого специалиста компании в отдельности.
Мировой опыт показывает, что те компании, которые смогли в период кризиса модернизировать свое производство, повысить его эффективность, получили неоспоримое преимущество в дальнейшем перед другими компаниями. Например, наша компания постоянно расширяет линейку услуг, предлагая программные продукты, позволяющие повысить эффективность бизнес-процессов предприятий.
– Изменилось ли отношение ваших партнеров, поставщиков, клиентов к выполнению обязательств?
– На данный момент пока нет. Все прекрасно понимают, что имидж компании зарабатывается годами, а теряется за считанные дни. Но кризис еще не закончился, и мы это прекрасно понимаем.
По последним макроэкономическим данным уже сейчас можно с уверенностью говорить, что избежать трансформации финансового кризиса в кризис экономический не удалось.
– Как вы оцениваете ближайшее будущее российского ИТ-рынка? Какие прогнозы вы можете дать, учитывая сложившую непростую ситуацию?
– Пока экономика не начнет снова расти, ИТ-рынок будет сжиматься. Скорее всего, в 2009 году нас ожидает продолжение кризиса, и раньше 2010 года экономика не оправится. Предполагается, что в этих условиях большинство компаний какое-то время будут экономить на своих ИТ-бюджетах. Тем более, если вопрос будет стоять о выживании компании. Мировая финансовая система нуждается в реформировании, многое зависит от конкретных решений и согласованности действий мировых лидеров. Экономика России до сих пор очень зависима от стоимости нефти на мировом рынке. Нефть и будет диктовать погоду, в том числе и на ИТ-рынке.