Не туда пересмотрели

Международное агентство Standard & Poor-s (S&P) вчера заявило о пересмотре прогноза по суверенным кредитным рейтингам России со “стабильного” на “негативный”. Эксперты говорят о предсказуемости такого решения: золотовалютные резервы (ЗВР) страны снижаются, а антикризисные меры масштабны и носят в некоторой степени хаотичный характер. Некоторые аналитики считают, что в нынешней ситуации международные рейтинги и прогнозы их развития утратили актуальность. Тем более что по США, виновных в нынешнем мировом кризисе, агентства не рискуют пересматривать рейтинги. В то же время реальное положение дел и перспективы России не так уж и плохи.

Изменив прогноз по суверенному кредитному рейтингу, S&P подтвердило долгосрочные кредитные рейтинги по обязательствам в иностранной валюте (ВВВ+) и по обязательствам в национальной валюте (А-), а также краткосрочные суверенные кредитные рейтинги (А-2). Вместе с тем была понижена оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков с А- до ВВВ+. “Пересмотр прогноза отражает вероятность понижения рейтинга, если затраты российского правительства на оказание поддержки банкам увеличатся в условиях возрастающего оттока капитала, поскольку доверие к финансовой системе и монетарной политике снижается, – отметил кредитный аналитик S&P Фрэнклин Гилл. – Сейчас трудно определить, как в конечном счете поддержка, оказываемая банковской системе, повлияет на бюджетные показатели государства, не в последнюю очередь из-за неопределенности в отношении качества активов финансовых институтов”.

Агентство ожидает роста дефолтов в корпоративном и финансовом секторах, поскольку доступ должников к госисточникам ресурсов будет различаться. Остается неопределенность и относительно того, как правительство будет реагировать на замедление экономического роста и будет ли нынешняя концентрация финансовой системы в руках государства временной или постоянной. Бюджетные и международные резервы останутся на сравнительно высоком уровне – 4,6 и 15,6% ВВП соответственно на конец 2009 года. Но, по словам г-на Гилла, если резервы продолжат снижаться, это станет основным индикатором того, что может произойти с рейтингом.

По словам старшего экономиста ИК “Тройка Диалог” Антона Струченевского, решение S&P было предсказуемым, если вспомнить, из-за чего ранее рейтинг России был повышен: причиной был рост ЗВР и Стабфонда. “Сейчас ситуация изменилась. Хотя рейтинговое агентство меньше смотрит на то, в какие активы вкладывается Фонд национального благосостояния, однако сокращение резервов страны стало для S&P звонком для изменений прогноза по суверенному рейтингу”, – говорит он. Сейчас международные резервы России составляют 515,7 млрд долл., что практически сопоставимо с уровнем внешнего долга. “Если тенденция сокращения резервов продолжится, вполне вероятно, что агентство снизит уже не прогноз, а сам рейтинг”, – отмечает эксперт. Как сообщил вчера Банк России, за неделю, с 10 по 17 октября, объем международных резервов снизился на 14,9 млрд долл., таким образом, резервы России снижаются уже третью неделю подряд.

Между тем экономист ИБ “Траст” Евгений Надоршин уверен, что решение агентства было вызвано не столько снижением цен на нефть и расходованием ЗВР, сколько совокупностью объема поддержки, которую государство оказывает российскому частному сектору. Кроме того, S&P предупреждало о возможном снижении странового рейтинга, если Фонд национального благосостояния будет инвестирован. “Правда, я не понимаю, почему агентство до сих пор не снизило рейтинг США, – рассуждает г-н Надоршин. – Там меры поддержки более локальны и понятны, но принцип действия правительств похожий”.

Впрочем, начальник отдела экономических исследований МДМ-банка Николай Кащеев полагает, что в нынешней рыночной обстановке решение S&P неактуально: “Кроме того, на глобальном рынке капитала мы большой роли не играем, так что действия S&P можно только принять к сведению”. Вряд ли решение агентства изменит политику Банка России, которую он ведет сейчас на валютном рынке. “Сейчас нужно блюсти свой собственный интерес”, – считает г-н Кащеев.

“Мы ожидали, что экономика России начнет замедляться с начала следующего года в рамках естественного роста, когда слишком бурный сменяется нормальным, – сказала эксперт аналитического агентства Global Insight Наталья Лещенко. – Свои рейтинги для США и Европы мы понижали гораздо серьезнее, чем для России. Проблем в США и ЕС больше, чем в России, на которую у нас в целом положительный взгляд. Понятно, что российская экономика уязвима за счет цены на нефть, но с точки зрения финансового кризиса ничего подобного ситуации 1998 года в России нет. Структурные основы достаточно крепки, и взгляд на Россию должен быть осторожно-оптимистичным”.