Нехватка нефти – это миф

Автор: Стив Коннор

На Земле более чем в два раза больше нефти, чем утверждают крупнейшие производители, считает бывший отраслевой консультант. Он полагает, что недооценка доказанных запасов зачастую производится умышленно.



Бытует мнение, что на данном этапе развития человечества производство нефти достигло своего пика, и доказанные запасы снизились примерно в два раза по сравнению со своим изначальным уровнем. Однако Ричард Пайк, бывший представитель нефтяной отрасли, который сейчас является руководителем Королевского химического общества (Royal Society of Chemistry), полагает, что эта теория основывается на заблуждении.

По современным оценкам, доказанные мировые запасы нефти составляют 1,2 трлн баррелей, но по внутренним данным, эта цифра составляет меньше половины того, что существует в действительности.

Это заблуждение помогло взвинтить цены до рекордно высокого уровня, что вызывает беспокойство на рынке и способствует увеличению поставок странами-производителями нефти.

Встретившись в Японии через два дня после того, как цены достигли рекордной отметки в 139 долларов за баррель, министры энергетики из стран “большой восьмерки” вчера обсудили план действий по выходу из кризиса.

Объясняя, почему опубликованные оценки доказанных запасов составляют меньше половины реального объема, доктор Пайк заявил, что существуют отдельные примеры того, что крупные производители нефти рады преуменьшать данные о доказанных резервах, чтобы способствовать поддержанию цен на нефть на высоком уровне. “Часть нефтяной отрасли хорошо осведомлена о том, каким способом недооцениваются нефтяные ресурсы, но те, кто принимает решение как в компаниях, так и в странах, не посвящены в причины того, почему нефтяные ресурсы на самом деле больше, чем считается”, – отметил он.

Оценки доктора Пайка не включают в себя неисследованные месторождения нефти, которые еще не раскрыты или разработка которых экономически невыгодна.

Его выводы, основанные на пребывании в отрасли на протяжении более 30 лет, должны озадачить экологов, которые используют концепцию пикового уровня производства нефти для того, чтобы доказать необходимость поиска экологически безопасной альтернативы.

“Плохая новость – это то, что чрезмерная недооценка доказанных запасов нефти усыпляет нашу бдительность в вопросах окружающей среды, потому что предполагает, что через несколько десятилетий мы должны найти альтернативы ископаемым видам топлива, – отметил доктор Пайк. – Не стоит удивляться, если нефть будет доминировать и в XXII веке. Это выявляет большую ошибку в энергетическом и экологическом планировании: мы сильно недооцениваем угрозу, возникшую перед нами”, – заявил он.

Доказанные запасы нефти могут оказаться гораздо больше, чем сообщается, из-за способа оценки производственных мощностей отдельных месторождений и из-за метода вычисления общих доказанных запасов компании или страны. Компании простым арифметическим путем суммируют предполагаемые мощности месторождений, чтобы получить показатель по доказанным запасам нефти. Это дает заведомо заниженную общую оценку, которая бы устроила акционеров, не заинтересованных в увеличении доказанных запасов, отметил доктор Пайк.

Однако с математической точки зрения было бы справедливее подсчитать доказанные нефтедобывающие мощности индивидуальных месторождений исходя из теории вероятности, основанной на конусообразной статистической кривой, которая используется для вычисления доказанных, вероятных и возможных запасов каждого месторождения. Таким способом в итоге получится цифра, более чем в два раза превышающая показатель, полученный путем простого арифметического сложения, отметил Пайк. “То же самое относится к природному газу, так как эти месторождения оцениваются в большинстве своем тем же способом. Мир недооценивает экологическую угрозу и, похоже, не готов к сложным компромиссам, на которые придется пойти”.

Джереми Леггетт, автор Half Gone, книги о пиковом производстве нефти, не уверен в правоте доктора Пайка. “Темпы добычи на существующих проектах – это ключевой показатель. Ввод новых мощностей произойдет только после 2011 года, – отметил доктор Леггетт. – Помимо того, крупные месторождения начинают выходить из строя, и снижение поставок очень сильно ударит по мировой экономике”.