Автор: Наталия Лазарева
Интернет-магазин по продаже ПО Allsoft.ru (проект Softline) отметил четырехлетие. Перед днем рождения компания собрала более семисот мнений пользователей о проблеме пиратского ПО. Надо сказать, что делается это не в первый раз. Как рассказала Ирина Кузнецова, директор интернет-магазина, ранее проводилась акция “2 года Allsoft.ru”, где пользователям дали возможность проголосовать “за” или “против” легального софта (как и ожидалось, большинство подняло руки “за”, но…). На сей раз было предложено высказаться на данную тему в свободной форме, поскольку индивидуальное мнение гораздо интереснее, чем статистика ответов, полученных в закрытом тестировании. Ведь мнения людей можно превратить в средство борьбы. Пусть и не очень действенное, но ведь, как говорится, “капля камень точит”.
Итак, был проведен так называемый “месяц легального юзера”, в рамках которого пользователи, заинтересованные в легализации ПО, оставляли свои отзывы на страницах различных сайтов (для получения репрезентативной выборки рекламная кампания акции проводилась не только на сайте интернет-магазина Allsoft.ru, но и на порталах, предлагающих бесплатный софт).
В ходе опроса удалось выявить основные мотивы, побуждающие пользователей поступать тем или иным образом. Например, организаторы спрашивали, почему юзеры используют (или стараются использовать) легальные программные продукты. И вот какие причины были названы: “лицензионный софт более надежен и стабилен (не содержит вирусов и шпионских модулей, работает без сбоев, обеспечивает полный функционал, не конфликтует с другим ПО), чем его пиратский аналог”; “можно получать своевременные обновления и квалифицированную техническую поддержку со стороны разработчика”; “не нужно терять время в поисках “кряков”, нет опасности “нахватать” в сети множество вирусов, троянов и шпионов и др.”; “не приходится опасаться за сохранность и безопасность своей информации”; “это дает возможность получать новые версии ПО намного раньше, чем у пиратов”; “принял такое решение, когда в процессе использования пиратского софта потерял важную информацию/деньги”. Заслуживает внимания и такой ответ: “Пиратский софт стало опасно использовать из-за возможности судебных исков”.
Были, конечно, и пафосные, идеологически выдержанные фразы: “не хочу нарушать закон и высоко ценю личное спокойствие”, “не пользуюсь услугами пиратов, хочу быть честным”, “совесть не позволяет, не использую принципиально”, “я против воровства и нарушения авторских прав и кражи интеллектуальной собственности”, “получаю моральное удовлетворение”.
Или вот такое высказывание: “Я почти не использую лицензионный софт, поскольку лицензии в большинстве случаев слишком дорогие, но и пиратский никогда себе не установлю. Выход – демоверсии или версии с ограниченным функционалом, а также copylefted-программы (бесплатные аналоги, freeware), распространяемые по свободной лицензии (GNU GPL)”.
Какими же были ответы на вопрос о причинах, по которым пользователь мог бы отказаться (или уже отказался) от нелицензионного ПО?
Главное условие – экономическое: “программы подешевеют (варианты ответов: будут стоить 300–500 руб., не больше тысячи, стоимость будет снижена на 50–75%, станет пропорциональной нашим зарплатам, будет ненамного выше, чем у “пиратов”). А вот и конкретные методы снижения цен: определение категорий граждан, имеющих право на льготы (школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды, бюджетники, получающие небольшие зарплаты – учителя, врачи, – и домашние пользователи, которые не зарабатывают деньги с помощью софта). Для них предлагается установить специальные цены, пусть даже при этом возможности ПО будут несколько ограничены. Некоторые же региональные юзеры высказывают надежду, что “в нашем городе можно будет купить лицензионный софт и для этого откроется специализированный магазин с широким ассортиментом программ”. А вот и самое разумное, на наш взгляд, условие: “Если будет возможность покупать программу только на тот период, на который она нужна: неделю, месяц и т. д.”
Особого внимания заслуживают следующие два ответа: “Если пиратские программы будут полностью изъяты из продажи” и “Если руководство наконец-то осознает необходимость установки лицензионных программ и выделит для этого деньги”.
Приведем еще несколько высказываний, которые должны, на взгляд организаторов, задеть за живое производителей ПО: “Стоимость программного продукта должна соответствовать его качеству, а поставка – занимать как можно меньше времени”; “Производители должны надежнее защищать продукты от подделки и тщательнее следить за их правильной и корректной работой”; “Установка и настройка программ должна стать более простой и гибкой и учитывать возможность по желанию отключать лишние функции”; “Все программы зарубежных разработчиков надо русифицировать”; “В лицензионные программы не нужно встраивать рекламу, это раздражает”; “ПО, приобретенное через Интернет, необходимо оплачивать любыми удобными способами – любой кредитной картой и с помощью любой удобной платежной системы”.
Интересно, что лишь небольшая часть ответов относилась к разряду неконструктивной критики. 95% ответов содержали размышления авторов, отражали их личное отношение к данной проблеме.
Высказывания по поводу легального и пиратского софта были, есть и будут. И часто они достаточно резки. Приведем лишь некоторые. “С точки зрения закона ты нарушаешь права правообладателей. Если же мы говорим не о законе, а о морали, то я считаю аморальным, когда разработчик ПО требует 1000% прибыли в год, причем еще и из года в год. Почему слесарь получает за свою работу одноразово, а разработчик ПО хочет получать бесконечно?”
“Пиратство (поклон ему за решающий вклад в компьютеризацию России) не умрет до тех пор, пока цены на ПО в нашей стране не будут соответствовать экономической и социальной эффективности применения программ (проще говоря, доходам, который они приносят)”.
Встречались и совсем уж нелицеприятные восклицания: “Славься пират, мы гордимся тобой!”
“Можно долго комментировать ответы, но очевидно одно – нашему обществу нужен не только рост благосостояния, но и установленные “сверху” ограничения, которые не позволят людям приобретать контрафактный софт, – сказала Ирина Кузнецова. – Только в случае, когда эти два фактора (доступность лицензионного ПО и недоступность нелегального) будут работать одновременно, ситуация с “пиратством” в нашей стране улучшится”.
По материалам CRN/RE №12 (305), 2008