Спустя год после начала кризиса ликвидности европейские компании начинают объявлять дефолты по долговым обязательствам. По оценке банка Dresdner Kleinwort, доля дефолтов высокорисковых эмитентов в ближайшее время вырастет до 6-7%, в то время как сейчас она составляет всего 2%. На российском долговом рынке уже зарегистрирован один дефолт по облигациям компании “Миннеско”, а также ряд технических дефолтов. Еще большие трудности в России могут возникнуть в декабре 2008 года, на который приходится пик погашения и оферт эмитентов облигаций третьего эшелона.
Согласно опубликованному вчера исследованию Dresdner Kleinwort “Кредитный шах. Вызов компаниям впереди”, в ближайшее время стоит ожидать большого числа снижений рейтингов и прогнозов по компаниям. При этом наиболее негативный прогноз сейчас в цикличных отраслях экономики, таких как розница, авиакомпании, деревообработка, производство строительных материалов и строительство. “Отметим, что прогноз рейтингов в корпоративном секторе выглядит намного хуже, чем в банковском секторе. Это подтверждает наше мнение о том, что рынок должен начать смотреть на более короткие риски нефинансового сектора”, говорится в обзоре Dresdner Kleinwort. Его аналитики отмечают, что в последний год в Европе резко увеличилось количество пересмотров рейтингов компаний, из чего следует ожидать, что негативные действия по рейтингам компаний могут ускориться.
“Инвесторы, вкладывающиеся в высокорисковые бумаги, ожидают более высокого уровня дефолтов, чем мы имеем сейчас, также они требуют более высокие рисковые премии”, – считают аналитики банка, оценивая долю этих дефолтов в размере 6-7% (сейчас около 2%), а премию за риск в 300 базисных пунктов. “Мы не думаем, что высокорисковые инвесторы имеют хоть какую-то причину проявлять больший энтузиазм”, отмечается в обзоре Dresdner Kleinwort.
По словам начальника аналитического отдела ING Wholesale Banking в России Станислава Пономаренко, после банковского кризиса на рынке росли ожидания второй волны – дефолтов по корпоративным облигациям. “После проведенных списаний банки стали с намного большей настороженностью подходить к оценке рисков корпоративных облигаций”, – говорит г-н Пономаренко. Кроме того, отмечает он, несмотря на снижение ставок ФРС, стоимость заимствований для корпораций не снизилась, а для более рисковых эмитентов даже выросла, такая же ситуация наблюдается и в Европе. “И в России присутствуют отголоски мировых тенденций, которые отразились не только в сегменте ипотечного кредитования, но и на долговом рынке. Идет рост доходностей, а соответственно, появляются трудности с рефинансированием долгов, что в первую очередь отражается на эмитентах третьего эшелона, у которых ограничены источники привлечения средств”, – считает Станислав Пономаренко.
На сегодняшний день в России зарегистрирован только один дефолт: компания “Миннеско Новосибирск” не смогла расплатиться по облигациям на 435 млн руб. Кроме того, на рынке есть целый ряд эмитентов, по долгам которых был зафиксирован технический дефолт, – это “Марта”, “Агрохолдинг-Финанс”, “Держава”, ГОТЭК, “Арбат Престиж” и “Мострансавто”. Все эти компании являются эмитентами третьего эшелона, и именно в них эксперты видят опасность для долгового рынка. “Ситуация на российском долговом рынке тяжелая. Если есть один дефолт, то ничего не мешает думать, что будет больше”, – говорит аналитик банка “Зенит” Яков Яковлев. По его мнению, дефолтов по облигациям нужно ожидать от компаний с большой долговой нагрузкой.
По словам директора департамента исследования долговых рынков инвестиционного банка “Траст” Алексея Демкина, история дефолтов российских компаний практически началась только с лета этого года, раньше дефолты носили единичный характер и основной причиной были неосторожные действия властей. “Кризис ликвидности привел к переоценке рисков инвесторами, и сейчас уже есть категория эмитентов, которые не могут разместить бумаги ни под какую ставку”, – говорит Алексей Демкин, отмечая, что ориентир по ставке купона в 15-16% годовых настораживает инвесторов. “Опасным с точки зрения дефолтов может стать декабрь текущего года, на который приходится второй после июньского пик по погашениям и офертам эмитентов третьего эшелона”, – говорит г-н Демкин. По данным “Траста”, на декабрь эмитентам третьего эшелона придется исполнить обязательства почти на 60 млрд руб.