В пятницу в Ново-Огареве премьер-министр Владимир Путин провел совещание по концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. По этому документу правительство не может определиться с марта 2008 года. Не произошло этого и в пятницу. Единственным решением совещания в Ново-Огареве оказалось очередное поручение Владимира Путина увязать предложения Минэкономики по снижению НДС с пенсионной реформой, готовящейся в Минздравсоцразвития, и предложениями Минфина по повышению единого социального налога (ЕСН). Владимир Путин дал месяц на поиск компромисса. Впрочем, назвать этот результат решением можно с натяжкой – еще в начале августа Владимир Путин поручал доработать концепцию к 22 сентября, так что предельные сроки работы с документом Владимир Путин не изменил.
Главное, что в Ново-Огареве основные противники – вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин и глава Минэкономики Эльвира Набиуллина вновь не договорились. И после трехчасового обсуждения в рабочем кабинете Владимира Путина продолжили настаивать на правоте собственной точки зрения. Алексей Кудрин указал на нелогичность одновременного обсуждения снижения НДС и повышения ЕСН. Минфин предлагает обеспечить расходы на пенсионную реформу Минздравсоцразвития ростом средней эффективной ставки ЕСН с 21,5% до 24,7% и трехпроцентным социальным налогом для “молодых”. В пятницу Алексей Кудрин настаивал на том, что если предположения Минэкономики о компенсации доходной части бюджета за счет экономического роста от снижения НДС и оправдается, то этого все равно не хватит для финансирования пенсионной реформы. По его расчетам, “снижение НДС до 12% приведет к выпадению 1,8% ВВП, что эквивалентно около 800 млрд руб.”. Он пригрозил снизить бюджетные расходы на инфраструктуру, прежде всего на дорожное строительство.
Эльвира Набиуллина заявила, что основная задача долгосрочной концепции – “стимулирование перехода на инновационный путь развития, поэтому при подходе к НДС мы будем исходить из этого”. При этом она подчеркнула, что целесообразно снижать НДС только до 12% – “снижение до 14%-15% будет нечувствительно с точки зрения сокращения и использования “серых” схем и ухода от налогообложения”. При этом в Ново-Огареве Эльвира Набиуллина делала упор на положительные результаты инновационного пути. Она обещала, что в случае одобрения ее концепции Россия выйдет на пятое место в мире по размеру ВВП, произойдет усиление “традиционных преимуществ экономики РФ – энергетики, транспорта, аграрного сектора”, населению обещана средняя зарплата в $30 тыс. в год к 2020 году.
Спор Алексея Кудрина и Эльвиры Набиуллиной уже неразрешим на уровне согласования министерств и требует политического решения, которое предстоит в сентябре принимать в Кремле либо в Белом доме. Но там пока не определились, кто – Дмитрий Медведев или Владимир Путин – возьмет на себя ответственность объявить решение, которое вне зависимости от результата не может устроить всех. В пятницу РСПП уже объявил, что намерен не только требовать у Дмитрия Медведева выполнения его предвыборных обещаний по налогам, но собирается пойти и дальше – вновь детально обсуждать проблемы налогов. Дмитрий Медведев 20 августа обещал главе компании “Интеррос” Владимиру Потанину провести в сентябре встречу с РСПП. В пятницу исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев сообщил, что главной темой разговора с президентом станет снижение НДС. И, по его словам, “речь идет о снижении НДС до 10% и упрощении процедуры его администрирования”. Также Александр Мурычев сформулировал официальную позицию РСПП против предложенного Минфином трехпроцентного налога на “молодых”. По его словам, это “станет дополнительным налогом на производительные силы”.
Затягивание вопроса об НДС до октября невозможно: это затормозит работу Белого дома по множеству вопросов, от пенсионной реформы до стратегии госинвестирования в инфраструктуру.