Кризис поможет Китаю

США и Китай выделят 20 млрд долл. в виде кредитов на развитие торговых отношений с третьими странами – эта договоренность стала, по сути, главным достижением Вашингтона на завершившемся в конце минувшей недели в Пекине пятом раунде китайско-американского стратегического диалога по экономике. В то же время главе американской делегации, министру финансов Генри Полсону не удалось убедить китайских партнеров принять более активное участие в борьбе с последствиями глобального финансового кризиса.

Согласно договоренностям Генри Полсона и вице-премьера Госсовета КНР Ван Цишаня, банки Китая и США, обслуживающие экспортно-импортные операции, получат возможность открывать кредитные линии для импортеров из третьих стран. Ожидается, что это поможет компаниям, которые в условиях глобального кризиса испытывают острую нехватку средств.

Впрочем, принимать более серьезное участие в борьбе с глобальным кризисом Китай не намерен, так как его приоритет заключается в поддержании собственного экономического роста. Мало того, в ходе переговоров Пекин раскритиковал Вашингтон, указав на то, что именно американская финансовая система несет ответственность за мировой кризис. Китай также настаивал на обеспечении безопасности своих инвестиций за океаном, и с этим тезисом г-н Полсон был вынужден согласиться. И это не единственное огорчение для главы Минфина США – в ходе переговоров Пекин не исключил возможности девальвации юаня для поддержки национальных экспортеров. Курс китайской валюты, непрерывно укреплявшейся в последние три года, на прошлой неделе ослаб с 6,83 до 6,88 юаня за доллар.

Впрочем, не стоит утверждать, что Китай получил возможность диктовать США свои условия. Из-за кризиса китайские экспортеры также несут серьезные потери на мировых рынках, в первую очередь в Америке. В третьем квартале рост ВВП КНР замедлился до 9%, а в 2009 году грозит упасть до 7-8%, поэтому, несмотря на жесткую риторику, Пекин склонен искать компромисс. В частности, Ван Цишань обещал расширить доступ финансовых компаний США на китайский рынок долговых обязательств.

“Серьезный спад в Китае подогрел уверенность в необходимости незамедлительного принятия мер по борьбе с финансовым кризисом, – сказала экономист Оксфордского университета Линда Юэ. – В то время как Запад страдает от нехватки кредитов, в Китае имеются большие валютные накопления. Вполне логично предоставить американским банкам доступ к китайским сбережениям, а китайским банкам с их широкой депозитной базой – возможность ведения операций в США”.

Вместе с тем китайские финансисты в США спешить не будут. Как заявил на прошлой неделе глава государственной инвестиционного компании China Investment Corp. (CIC) Лоу Цзивэй, в ближайшее время новых инвестиций в США ждать не стоит. В прошлом году, как раз накануне глобального кредитного кризиса, CIC вложила 3 млрд долл. в акции частного инвестфонда Blackstone и 5 млрд долл. в активы банка Morgan Stanley. В ходе кризиса акции этих финансовых институтов США уже подешевели на 70-80%.