Авторы: Кирилл Пальшин, Константин Фрумкин
Мода приглашать на работу репатов перекинулась с крупного на средний бизнес. Спрос на бывших соотечественников каждый год увеличивается почти вдвое. Но с уверенностью сказать, что репаты возвращаются на родину всерьез и надолго, не рискнет никто.
Еще в прошлом году о грядущем нашествии в Россию репатов (уроженцев России с длительным опытом работы за границей) говорили как об устойчивом тренде. Рекрутеры предпочитают не называть точных цифр, но подтверждают: работодатели все охотнее нанимают соотечественников, а поток возвращенцев становится все более существенным. “По нашим оценкам, за последние два года количество репатов увеличилось вдвое. Тенденция продолжится и в дальнейшем”, – утверждает Тремейн Элсон, управляющий директор рекрутинговой компании Antal International Russia. Иван Мячин, директор ANCOR Real Estate & Construction Staffing Solutions, соглашается: “Основная волна началась в 2003 – 2004 годах. Можно отметить, что представители управленческого звена в банковском, страховом секторах, а также в области недвижимости и строительства начали активно переезжать на родину в 2006 – 2007 годах. В целом поток обратной миграции более чем в других отраслях заметен в сфере услуг”.
Стройными рядами
Основные заказчики репатов – компании, испытывающие потребность в кадрах с международным опытом и связями, но не готовые принимать на работу иностранцев. Стереотип, что экспаты далеко не всегда успешно адаптируются в современной российской бизнес-среде, за последние годы разрушен так и не был. Потому основной сектор их “обитания” – те сферы бизнеса, где столкновение с местной спецификой минимизировано. Например, устойчиво высоким сохраняется спрос на финансистов – доморощенных специалистов по МСФО в стране не так много.
В связи с этим привлечение репатов кажется, безусловно, менее рискованным решением. Основная часть возвращенцев – молодые люди, которые в 90-е годы массово уезжали учиться менеджменту, чтобы остаться на Западе. Они работали в компаниях, ведущих бизнес по международным стандартам, но в то же время еще не успели забыть о том, как работать на родине. Им охотно предлагают мидл-позиции, но реже топ-менеджмент. Здесь все зависит от успехов, которых они достигли на чужбине. Вторая категория – репаты постарше – основное образование они получили еще в России, а в те же 90-е отправились за рубеж сразу работать. Они возвращаются уже на должности топ-менеджмента. Громких примеров достаточно много. Так, экс-генеральный директор концерна “Силовые машины” и зам. генерального директора РАО “Норильский никель” Евгений Яковлев начиная с 1990 года в течение шести лет работал за рубежом: с 1990-го по 1994 год – директором в Евробанке (Париж, Франция), с 1994-го по 1996 год – в Европейском банке реконструкции и развития, где занимал должность старшего банкира. Юрий Войцеховский, который в настоящее время входит в состав совета директоров Стандарт банка и наблюдательного совета Российской ассоциации независимых директоров, является инвестиционным банкиром более чем с 15-летним международным опытом, включая 10 лет работы в головном офисе ЕБРР в Лондоне. До этого он трудился в HSBC в Лондоне. Также имеет степень магистра финансов Лондонской школы бизнеса и диплом факультета международного бизнеса Копенгагенского университета.
Некоторые из репатов и на Западе занимались в основном выстраиванием отношений между заморским и российским бизнесом. Для них адаптация на родине и вовсе не составляет особых сложностей. Например, Андрей Савельев сегодня руководит группой РЕСО. Его карьера стартовала в Нефтехимбанке. Начинал с рядовых должностей, но затем довольно быстро дошел до позиции руководителя казначейства банка, а потом – главы департамента торгового финансирования, еще позднее члена правления банка. После этого Савельев был приглашен в лондонский офис Bank of America, где занимался – что вполне закономерно – наиболее востребованной на тот момент работой: был аналитиком по российским банкам и компаниям. В Лондоне после Bank of America специалист в течение шести лет работал в ЕБРР, занимался проектами банка в СНГ и Восточной Европе. Но в 2002 году Андрею Савельеву было сделано предложение возглавить один из департаментов российского МДМ-банка. Разумеется, чтобы “перекупить” менеджера из Лондона, МДМ-банк предложил ему серьезный пакет, но дело было не только в деньгах. Андрей Савельев говорит, что основной причиной его решения стала оценка российского рынка как “более перспективного”. В конце 2005 года он ушел из банка.
Вакансия открыта
Молодым репатам, которым должности руководителей компаний сразу не светят, приходится проходить на отечественном рынке куда более жесткий отбор. Валерия Чекалкина, директор по маркетингу 3R Recruitment Company, рассказывает: “Российская экономика на сегодняшний день привлекает количеством проектов и их масштабностью. Естественно, амбициозных людей это подхлестывает. Еще одна популярная причина возвращения – люди так и не смогли ассимилироваться в западной культуре. В моей практике даже был случай, когда российскому менеджеру, сделавшему себе хорошую карьеру в Новой Зеландии (что большая редкость, так как это страна мелкого и среднего бизнеса), пришлось вернуться на родину, поскольку его вторая половина не смогла почувствовать себя полноценной частью западного общества. На российском рынке труда отношение к репатам положительное, люди с зарубежным опытом работы ценятся, так как считается, что на многие бизнес-процессы они смотрят гораздо шире. Это действительно так”.
Утверждение, что репатам отдают предпочтение перед экспатами лишь из соображений, что их адаптация займет меньший срок, не совсем верно. Работодатели зачастую куда циничнее. Недостаток кадров вынуждает искать потенциальных сотрудников всюду. И работу в России получают не только иностранцы из транснациональных компаний, но и выходцы, допустим, из Восточной Европы, в отношении профессионализма которых местные работодатели традиционно менее сдержанны.
Однако компании продолжают увеличивать штат сотрудников, поэтому потребность в специалистах растет, увеличивается и дефицит кадров. Для закрытия вакансий хороши любые источники. Становится все труднее привлекать иностранцев, процесс оформления для них разрешений на работу и рабочих виз усложняется. Поэтому компании с удовольствием приглашают граждан России, возвращающихся из-за границы.
На западном рынке большое количество хороших кандидатов, там сложно отличаться от других. Некоторые едут домой по семейным обстоятельствам или из-за карьерных возможностей. Там обещанные некогда возможности могли не реализоваться. Потому в России репатов привлекает возможность сделать карьеру гораздо быстрее, чем на Западе. Также многие соотечественники оказались не готовы к уровню расходов в новой среде обитания. Русские, когда-то уехавшие за границу в поисках лучшей жизни, поняли, что там не так хорошо, как казалось. К примеру, в Великобритании подоходный налог – 40%, а здесь – 13. Жить там довольно накладно. Даже если зарплата на Западе намного превышает доход в России – к концу месяца в кармане остается гораздо меньше денег.
Все довольны?
“Особенно репаты востребованы в юриспруденции, розничной торговле, B2B, бухгалтерии и финансах, маркетинге, а также на фронт-офисных позициях в инвестиционных банках. Чаще всего это люди, поработавшие в сервисных сферах – таких, как финансы, банки, аудит. Высококвалифицированные репаты, добившиеся успеха на Западе, проще адаптируются к особенностям российской действительности. Кроме того, они говорят на хорошем английском или в совершенстве знают какие-либо другие языки”, – утверждает Тремейн Элсон. Сами работники получают близкую среду и зачастую большие деньги, чем на чужбине.
Текущую ситуацию Тремейн Элсон оценивает так: “Сейчас наблюдается стабильный поток репатов, по нашему опыту можно судить, что из 100 кандидатов на средние и высшие менеджерские позиции 2–3 человека – это русские, готовые вернуться на родину. Около 10% всех резюме мы получаем от русских, живущих за рубежом и стремящихся найти работу в России. По нашим прогнозам, количество репатов за будущие год-два удвоится. Потребность в людях будет только расти, и нам как рекрутерам нужно использовать любые возможности закрыть позиции, в том числе все чаще за счет репатов”.
Большинство экспертов согласны, что количество возвращенцев будет увеличиваться. “Особенно в банковской и страховой сфере, недвижимости и строительстве. Предположительно устойчивая положительная динамика возвращения будет продолжаться еще 2–3 года. Дополнительным стимулом к возвращению менеджеров может стать более благоприятная на фоне финансового кризиса, сложившегося на Западе, ситуация в России”, – согласен Иван Мячин.
Правда, финансовый кризис со временем легко разрушит идиллию, которая установилась в отношениях между работодателями и репатами. Если вслед за Западом экономика России начнет замедляться, то и кадровый дефицит станет снижаться. Работодатели будут все менее щедрыми и все более придирчивыми к умениям своих новых сотрудников. Тогда, возможно, самые мобильные из репатов стремительно потянутся дальше по свету. Искать, где лучше.
Виды и подвиды
Среди претендентов на топ-позиции обычно – репаты, которые образование получили еще в России, а в 90-е отправились за рубеж работать.
Молодых репатов рекрутеры делят на 2 категории:
- Специалисты с высшим образованием, которое признается и за рубежом. Они сумели построить хорошую карьеру на Западе, но заинтересовались открывающимися возможностями на родине.
- Специалисты, покинувшие страну, пытаясь разбогатеть на более развитых рынках. В основном у них нет высшего образования, либо они получили дипломы вузов, которые не признаются за пределами России. Им оказалось сложно выдержать конкуренцию на зрелом рынке труда, и они не смогли адаптироваться к новому образу жизни, культуре и языковой среде. Такие репаты обычно не находят себя в компаниях, относящихся к крупному бизнесу, и оседают в фирмах поменьше.