Только у одного из всех видов материальных носителей увеличился объем продаж в этом году
Я знаю, что многие сегодня озабочены сокращением продаж компакт-дисков и лихорадочно размышляют о том, удастся ли кому-нибудь изобрести формат, который заменит CD — ну или хотя бы придумать способ замедлить падение к нему интереса со стороны покупателей. Те, кого не заботит судьба компакт-диска, просто гадают, когда объем продаж музыки в виде цифровых файлов превысит уровень показателей ее сбыта на физических носителях или же когда продажи через мобильные телефоны возьмут верх над компьютерными закачками.
Однако у некоторых из нас есть время подумать о вещах, которые не влияют (а должны бы) на общую картину. Трудно поверить, но сегодня, впервые с 1982 года, на виниле альбомов продается больше, чем на кассетах. И это доказанный факт.
В этом году по показателям продаж альбомов винил опережает кассету на 107%. Конечно, итоговые цифры ничтожно малы для обоих форматов. По данным Nielsen SoundScan, к 8 апреля было зафиксировано 232 тысячи проданных виниловых пластинок и 112 тысяч проданных кассет. В случае с винилом статистика свидетельствует о росте в 11% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, когда в этом формате было реализовано 209 тысяч альбомов. А вот кассета потеряла 73% в сравнении с тем же промежутком времени, когда ее продажи составляли 417 тысяч единиц.
В 1982 году, когда система SoundScan еще не являлась неотъемлемой составляющей музыкальной отрасли, по данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), в год продавалось почти 244 млн долгоиграющих пластинок (LP) и макси-синглов (ЕР) и около 182 млн кассет. В 1983 году количество проданных кассет составило уже почти 237 млн и существенно превысило показатели винила — 209 млн. В том же году началось внедрение в США формата «компакт-диск», но CD впервые удалось обогнать кассету только в 1992 году. Все это происходило в те дни, когда музыкальная отрасль умела управлять процессом перехода от одного формата к другому. Сегодня, когда ситуация близка к критической, возможно, что какие-то из старинных способов держать ситуацию под контролем опять окажутся востребованными.
Чтобы поддержать объемы сбыта, пока на горизонте не покажется новый материальный носитель, отрасли придется использовать подход, состоящий из целого ряда нюансов. Как мне недавно сказал руководитель одной из дистрибуторских фирм: «Мы теряем много, потому что разучились строить защиту и отбирать мяч у соперника». В переводе на язык продавцов это означает «использовать любые возможности для того, чтобы сбыть свой товар».
Например, звукозаписывающим фирмам для того, чтобы продлить жизнь компакт-диска, не помешало бы обратить внимание на интерактивные комбинированные форматы: DVD Album, DVD Plus, DFS Disc, DVCD. Каждый из этих «навороченных» дисков рассчитан на свою аудиторию, и все они способны спровоцировать волну интереса потребителей к покупке материальных носителей. Но прежде заинтересоваться ими должны руководители крупных лейблов, причем в массовом порядке, чтобы этим форматам удалось избежать повторения судьбы DualDisc, попытки внедрить на рынок который закончились полным провалом, потому что поддержку ему оказал только один из «мейджоров», чьи специалисты по маркетингу в свою очередь не приложили достаточно усилий для того, чтобы объяснить потребителю суть новинки.
Не исключено, что кто-нибудь прислушается к мнению владельца лейбла Wicked Cool Литтл Стивена (Little Steven), который утверждает, что винил может спасти музыкальный бизнес — все пластинки его лейбла выходят сразу на двух видах носителей. Утверждение кажется бредовым, но тем не менее оно имеет под собой основания. Мода на винил очень распространена в студенческой среде.
Руководящий работник одной из дистрибуторских фирм недавно рассказал мне, что, когда он навещал своего сына в колледже, то увидел, что в едва ли ни каждой комнате общежития стоит виниловый проигрыватель.
Один из немногих лейблов, учитывающих предпочтения молодежи, — это Victory Records, штаб-квартира которого находится в Чикаго.
Практически весь каталог релизов компании доступен на виниловых пластинках. А в последнее время фирма начала выпускать еще и «ограниченные издания» самых популярных своих альбомов на цветном виниле.
Дистрибуторская компания Alternative Distribution Alliance (ADA) гордится тем, что является лидером по продаже винила в США. Владельцы независимых магазинов также говорят, что музыка, заключенная на этом виде носителя, продается очень даже неплохо. Более того, некоторые из них крайне расстроились, когда WEA (Warner/Elektra/Atlantic Corporation) — материнская компания ADA — подняла цены на винил. Теперь те альбомы, которые до недавнего времени в рознице стоили 8 долларов 98 центов, а в опте — 4 доллара 21 цент, отпускаются оптовикам за 6 долларов 31 цент. Пластинки, оптовая цена которых составляла 6 долларов 10 центов, теперь обходятся оптовым покупателям в 8 долларов 37 центов. В рознице их стоимость соответственно тоже возросла — до 12 долларов 98 центов.
Один из руководителей WEA утверждает, что рост цен — это следствие перехода к использованию более качественного винила. Кроме того, нынешняя стоимость пластинок наконец начинает соответствовать тем деньгам, которые магазины платят, покупая винил у ADA. Он также отмечает, что на этот шаг компания пошла потому, что количество выпускаемого винила у нее увеличилось.
Все это опять-таки очень относительные цифры, потому что каталог WEA сегодня насчитывает всего около 80 активных позиций на виниле. Однако учитывая то, что музыкальная отрасль переживает такой непростой переходный период, и то, как ничтожно мала «виниловая» ниша, принимать в расчет нам стоит каждый проданный альбом.